Регистрация/Авторизация

Совет трудового коллектива Федерального государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Учебно–методический центр по образованию на железнодорожном транспорте» (ФГБУ ДПО «УМЦ ЖДТ») в канун праздников 23 февраля – День защитника отечества и 8 марта Международный женский день, организовал экскурсию г. Коломну.

Сотрудники Учебно–методического центра посетили:

Коло́менский кре́мль — одна из самых больших и мощных крепостей своего времени, которая строилась в 1525—1531 годах в Коломне, во времена царствования Василия III. Московское царство к тому времени уже присоединило Новгородскую республику и Псков и стремилось укрепить южные границы в борьбе с татарами — Казанским и Крымским ханствами. Помимо этого, разгром Коломны крымским ханом Мехмедом I Гиреем в 1521 году ускорил замену деревянных городских укреплений каменными, задуманную ещё после пожара 1483 года, опустошившего город.

Устояв в битвах, кремль не выдержал атак времени и мирных жителей, разобравших на строительный материал значительную часть стен и башен в XVIII — начале XIX века. Известно, что только указ Николая I в 1826 году прекратил подобное в Коломне и других городах, но многие памятники уже были утрачены, порой полностью. Коломне повезло чуть больше, потому что частично крепость сохранилась, реставрирована и доступна.

Существует версия, что строительством Коломенского кремля руководил итальянский архитектор Алевиз Фрязин (Старый), который принимал участие и в возведении стен и башен Московского Кремля и взял его за образец при строительстве Коломенского. На это указывает, например, срок постройки Коломенского кремля. Кремль был построен за шесть лет, что говорит о том, что строители крепости имели большой опыт, ведь сопоставимое по масштабам строительство в столице длилось более десяти лет.

Также следует отметить, что Коломенский кремль имеет итальянские черты. Впрочем, это отразилось и в деталях крепостей других русских городов того периода, таких как Великий Новгород, Ивангород, Нижний Новгород, Зарайск, Тула, в которых повторяются фортификационные формы североитальянских крепостей, таких как Турин, Милан, Верона и др. Кроме общих строительных приёмов и итальянских архитектурных деталей, таких как машикули — бойницы подошвенного боя в башнях, боевой парапет с зубцами в форме ласточкиного хвоста, граненые башни основной ограды, отводные башни и прочее, отмечаются и другие черты сходства Московского и Коломенского кремлей. Кремли похожи, но не одинаковы.

Стены Коломенского кремля, несмотря на уже некоторую архаичность высотных сооружений в крепостном деле в то время, созданы не только для противодействия штурмам живой силой, но и для пушечной обороны. Башни и стены крепости уже насыщены бойницами подошвенного боя. Сами бойницы предназначены для размещения огнестрельного оружия, имеют характерную форму амбразур — раструбом, и порой, перекрыты сводами. Из бойниц башен хорошо простреливаются прилегающие участки стен и крепостной ров.

Сравнение Московского и Коломенского кремлей

Параметр

Коломенский

Московский

Площадь

24 Га

28 Га

Периметр

1640 м.

2335 м.

Высота стен

от 18 до 21 м.

от 5 до 19 м

Толщина стен

от 3 до 4,5 м.

от 3,5 до 6,5 м.

Главная улица Коломенского кремля ведёт к Соборной площади. Активное строительство здесь началось в 14-ом веке. Выйдя на площадь, можно увидеть – храм Николы Гостиного, Успенский собор, возведённый в честь победы на Куликовом поле (в соборе хранится Донская икона Богоматери). Рядом находятся колокольня 17-го века и храм в честь Тихвинской иконы Богоматери.

В Новоголутвинском монастыре, также расположенном здесь, живут более 8 десятков монахинь – из России и других стран. На Соборную площадь выходит и храм Воскресения Словущего. В более скромной Воскресенской церкви, стоявшей на этом месте когда-то, венчался с Евдокией Суздальской сам Дмитрий Донской. В 2007 году на Соборной площади появился памятник Кириллу и Мефодию, создателям славянской азбуки.

Коломенская Башня - чаще встречается другое название этой башни – «Маринкина». Здесь была заточена в последний период своей жизни легендарная польская авантюристка Марина Мнишек. Построена башня в середине 16-го века на западной стороне кремля. Имеет она 20 граней, высота её составляет 31 м, а диаметр – примерно 11 м. На 7 этажах башни находятся бойницы, а на 8-ом – двурогие зубцы. Марина Мнишек, ставшая женой сперва Лжедмитрия Первого, а затем признавшая своим мужем Лжедмитрия Второго, была коронована как русская царица. У народа же она вызывала чувство ненависти, так как фактически отдала Коломну польским захватчикам, разграбившим город.

После гибели Лжедмитрия Второго, Мнишек претендовала на престол от имени своего малолетнего сына. Но сын был казнён, а Марина заточена в башне, где и умерла в 1614 году. Согласно легенде, женщина обернулась сорокой и покинула башню. Однако, здесь всё ещё хранятся спрятанные ею сокровища.

Пятницкие ворота – эти ворота представляют собой главный вход в кремль. Отсюда и началось когда-то строительство башен и защитных стен. Башня Пятницких ворот имеет 2 яруса. Прежде высота её достигала 35 м, сейчас она на 6 метров ниже. Длина башни 23 м, а ширина – 13. Именно на этой башне висел «всполошный колокол». Когда происходило что-то чрезвычайное, например, городу грозила опасность, били в набат. Под башней имелся ход, через который в случае необходимости можно было проникнуть в город. Именно этим путём, по преданию, и ворвались сюда поляки, так как Марина Мнишек приказала слугам поднять защитные решётки.

К Пятницким воротам примыкала Житная площадь, на которой шла бойкая торговля. Был тут даже возведён храм в честь святой Параскевы, покровительницы торговых дел, позже его сменила часовня. Проход в Пятницких воротах напоминает лошадиную подкову (по преданиям подкова приносила удачу). Также на башне можно увидеть икону с изображениями – Троицы, Донской Богоматери и небесных покровителей древнего града.

Музейная фабрика коломенской пастилы

Музей находится в старинном здании, расположенном рядом с кремлём. Здесь прежде находилась лавка купцов Сургановых, где торговали сладостями. И сегодня, придя в музей, можно почувствовать неповторимую атмосферу 19-го века. Здесь можно многое узнать об истории изготовления пастилы, различных её рецептах, увидеть старинные плакаты и упаковки популярного лакомства.

При музее открыта фабрика – в здании конфетно-пастильного заведения купца Чуприкова. В 19-ом веке его продукция была популярна даже за пределами России. После революции 1917-го года заведение закрылось, и много лет никому не удавалось отведать знаменитой коломенской пастилы.

Её производство вновь началось только в 2009-ом году. Удалось разыскать старинные рецепты, восстановить интерьер фабрики. Музейная фабрика открылась в 2011 году. Сегодня здесь можно поучаствовать в мастер-классе по изготовлению знаменитого лакомства, а в фирменном магазине купить коробочку пастилы, чтобы увезти с собой.

Конькобежный центр «Коломна»

Но не только стариной славится Коломна. Гордостью её является и современный конькобежный центр. Он представляет собой целый спортивный комплекс, рассчитанный на детей и взрослых. Тут проходят спортивные соревнования различного уровня. Но в центре можно не только посмотреть на состязания или покататься на коньках. К услугам жителей и гостей города – просторный бассейн, зал, оснащённый современными тренажёрами, спортивные площадки, оздоровительный центр. Работают Музей коньков и уютные кафе, можно посидеть в зимнем саду, принять участие в массовом катании на льду.

Памятник паровозу Л-0012

Особое внимание сотрудниками ФГБУ ДПО «УМЦ ЖДТ» было уделено памятнику паровозу.

Памятник грузовому паровозу серии "Л", построенному Коломенским заводом в 1946 году, был установлен у бульвара, названного в честь Льва Сергеевича Лебедянского - выдающегося советского инженера-локомотивостроителя, одного из создателя паровоза. Паровоз Л - это первый советский магистральный грузовой послевоенный паровоз, спроектированный и построенный на Коломенском заводе. Он является одним из лучших и массовых советских паровозов, который мог эксплуатироваться на всей сети железных дорог Советского Союза. С 1945 по 1955 годы было выпущено 4199 локомотивов. Паровоз серии "Л" можно увидеть не только в Коломне, но во многих кинофильмах: 12 стульев, Подарки по телефону, Дети Арбата, Адмиралъ.

Это лишь часть достопримечательностей Коломны – одного из старейших и красивейших городов России. Если представится возможность приехать сюда и увидеть всё своими глазами – не упустите этот шанс.










Вверх
Наши партнеры