2.3. Железнодорожный транспорт Российской Федерации
После распада Советского Союза и образования Содружества независимых государств (СНГ) объем перевозок на железных дорогах Российской Федерации, естественно, уменьшился и продолжал падать из года в год из-за нарушения экономических связей с бывшими союзными республиками.
В 1998 г. грузооборот составил 44 %, а пассажирооборот 60 % от объема железнодорожных перевозок бывшего СССР. Негативно отразились на состоянии и работе железных дорог экономические и финансовые трудности, связанные со сложностью перехода страны на рыночные отношения.
Сохранение в этих условиях единой управляемой сети железных дорог внутри России и в пределах стран СНГ явилось важным фактором образования нового единого экономического пространства стран Содружества. Деятельность железнодорожных администраций стран СНГ стал координировать созданный в 1991 г. Совет по железнодорожному транспорту, в работе которого участвуют также страны Балтии.
Железнодорожная сеть стран Содружества работает по единому графику движения поездов, единому плану их формирования, единым правилам безопасности. Разработана и введена система взаиморасчетов стран СНГ за использование вагонов, не являющихся их собственностью.
Все это способствовало сохранению и развитию интеграционных связей в интересах всех стран Содружества, которые приняли на себя более 70 % общего объема погрузки железных дорог России на экспорт. В основном это нефть и нефтепродукты, черные металлы, каменный уголь, лесные грузы, минеральные удобрения.
Рис. 2.43. Перевозка нефтепродуктов
После дефолта 1998 г. экономика страны стала стабилизироваться и начался экономический рост. Одновременно увеличивались и объемы перевозочной работы, вплоть до 2008 г. Однако, глобальный экономический кризис вызвал спад перевозок в 2009 г. (на 16,9 % и грузооборота на 13,5 %). В сочетании с высокой экологической чистотой при недостаточно развитой сети автодорог железнодорожный транспорт остается самым востребованным и ведущим в единой транспортной системе страны, особенно если учесть ее огромную территорию – 17,8 млн км².
Его доля в ВВП составляет 4,7 %, в стоимости основных производственных фондов страны – 13 %, в среднегодовой численности работников – 2,7 %. Всего в отрасли работают 1,6 млн человек, в т.ч. более 1 млн человек, непосредственно занятых на перевозках. Эксплуатационная длина магистральных железных дорог России на 01.01.2010 г. составляет 85 тыс. км. Это примерно 7 % железнодорожной сети мира. При этом, железнодорожный транспорт России выполняет свыше 25 % грузооборота и 15 % пассажирооборота железных дорог стран мира. Во внутреннем грузообороте транспорта общего пользования (без трубопроводного транспорта) удельный вес железных дорог составляет более 80 %.
В настоящее время железные дороги России по своей технической оснащенности и показателям перевозочной работы являются одной из крупнейших транспортных систем мира, а компания «Российские железные дороги» – крупнейшей транспортной компанией в мире.
По эксплуатационной длине железные дороги России занимают 3-е место (после США и Китая); по протяженности электрифицированных железных дорог – 1-е место в мире – более 42,9 тыс. км электрифицировано, в том числе на постоянном токе – 18,8 тыс. км, на переменном – более 24 тыс. км. Электрической тягой выполняется 76 % грузооборота железных дорог. По перевозкам грузов (после Китая и США), грузообороту (после США и Китая), перевозкам пассажиров (после Японии и Индии) железные дороги России занимают 3-е место.
Автоблокировкой и диспетчерской централизацией оборудовано 62,3 тыс. км. Протяженность бесстыкового железнодорожного пути – около 38 тыс. км.
В последние годы создаются новые технические средства, в том числе локомотивы и вагоны для скоростного движения, устройства автоматики, телемеханики и связи, железнодорожного пути и др. Реализуется комплексная программа информатизации железнодорожного транспорта.
В целом на железнодорожном транспорте принята стратегия развития на период до 2030 г.
Рис. 2.44. Протяженность высокоскоростных железнодорожных линий
В октябре 2003 г. было создано открытое акционерное общество «Российские железные дороги» для осуществления выделяемых из МПС хозяйственных функций на основе общего законодательства, регулирующего рыночные отношения.
В соответствии с концепцией реформирования в естественно-монопольном секторе услуг по перемещению грузовых и пассажирских составов, оказываемых инфраструктурой ОАО «РЖД», сохраняется государственный контроль и регулирование, в том числе в тарифной политике со стороны Минтранса и других федеральных ведомств.
В конкурентном секторе, где услуги предоставляются компаниями-операторами непосредственно грузовладельцам и пассажирам (включая транспортно-эксплуатационные и подсобно-вспомогательные), отношения выстраиваются на основе рыночного ценообразования и антимонопольного законодательства.
В результате структурной реформы к развитию железнодорожного транспорта привлечены средства частных инвесторов, значительно обновлен парк грузовых вагонов, большая часть которого уже находится в собственности или аренде у операторских компаний. Появились дополнительные средства, необходимые для обновления и модернизации технических средств железнодорожного транспорта, развития его пропускной способности.