1.1. Значение железнодорожного транспорта и основные показатели его работы
Транспорт (наряду с добывающей промышленностью, земледелием и обрабатывающей промышленностью) является сферой материального производства. В отличие от других отраслей промышленности, транспорт не производит новых продуктов. Продукцией транспорта является перевозка, то есть само перемещение пассажиров и грузов.
Рис. 1.1. Перевозка грузов
Рис. 1.2. Перевозка пассажиров
Транспорт является связующим звеном между производителями и потребителями товаров и услуг, без которого немыслим рынок и рыночные отношения.
Ведущим видом транспорта в России являются железные дороги. Они связывают в единое целое все области и районы страны, обеспечивают потребности населения в перевозках и нормальный оборот продуктов промышленности и сельского хозяйства.
Железнодорожный транспорт в большей мере способствует освоению новых районов и их природных богатств, удовлетворению материальных и культурных потребностей населения и развитию связей России с другими странами; он имеет первостепенное значение и для обороны нашей страны.
Все виды транспорта взаимодействуют между собой, дополняют друг друга и составляют единую транспортную систему.
Для оценки перевозочной работы используется ряд показателей. В качестве основного установлен показатель – объем перевозок (отправления) грузов, измеряемый в тоннах (т), обычно за год. Этот показатель обеспечивает лучшую сбалансированность (увязку) планов производства с планами перевозок единым измерением – тоннами – по сравнению с показателями грузооборота.
К числу важнейших показателей относится и количество перевезенных пассажиров – обычно за год.
К числу важнейших показателей работы железных дорог относится грузонапряженность, характеризуемая средним количеством выполненных тонно-километров или приведенных тонно-километров, приходящихся на 1 км эксплуатационной длины.
Установлены также показатели использования вагонов и локомотивов. Важнейшим качественным показателем на железнодорожном транспорте, отражающим работу всех основных подразделений дорог и предприятий, является оборот вагона. Оборотом вагона называют время от окончания погрузки до окончания следующей его погрузки.
К основным экономическим показателям работы транспорта относятся производительность труда, себестоимость перевозок, а также доходность и прибыль.
Производительность труда определяется объемом выполненной продукции в приведенных тонно-километрах, пассажирокилометрах или тонно-километрах, приходящимся на одного работника эксплуатационного штата, а себестоимость перевозок – отношением эксплуатационных расходов по перевозке к объему выполненной продукции.
Прибыль представляет собой разность между суммарными доходами структурного подразделения и эксплуатационными расходами на выполнение перевозок.