Тема 1.2. Роль железных дорог в единой транспортной системе.


1.2.  Роль железных дорог в единой транспортной системе

Перевозки пассажиров и грузов осуществляются различными, тесно связанными и взаимодействующими видами транспорта, образующими единую сеть путей сообщения страны.

В зависимости от функций в процессе производства транспорт подразделяют на:

  • внутрипроизводственный, или промышленный, обеспечивающий в основном технологические нужды данного производства (перевозка грузов в пределах предприятия, доставка сырья, топлива, материалов с магистральной дороги и вывоз готовой продукции и порожняка в обратном направлении);
  • внешний, или магистральный, обеспечивающий экономические связи между производителями и потребителями продукции, а также пассажирские перевозки.


Рис. 1.3. Пассажирские перевозки


Рис. 1.4. Грузовые перевозки


Промышленный транспорт представляет собой сложный комплекс транспортных средств, механизмов, сооружений и путей. Виды промышленного транспорта весьма разнообразны: подъемники, подвесные канатные дороги, автотранспорт, железные дороги нормальной и узкой колеи. Протяженность железнодорожных подъездных путей в России составляет свыше 120 тыс. км. Из всего количества грузов, перевозимых магистральным транспортом, 95 % зарождается и более 80 % погашается на подъездных путях предприятий. Современный магистральный транспорт подразделяется на железнодорожный, водный (речной и морской), автомобильный, воздушный и трубопроводный (нефте-, продукто- и газопроводы). Кроме того, в состав единой транспортной системы входят линии электропередачи. Распределение перевозок между этими видами транспорта зависит от наличия их в том или ином районе и технико-экономической эффективности каждого вида. При этом исходят из себестоимости перевозок, потребных капитальных вложений и качества самой транспортировки (скорость доставки, регулярность сообщений, удобства, сохранность грузов и др.). Кроме того, учитываются: провозная способность, определяемая количеством груза, которое можно перевезти за год тем или иным видом транспорта; производительность труда; расход металла, топлива и другие факторы.

В условиях рыночной экономики на первый план выходит проблема повышения доходов, прибыли и финансового благополучия каждого вида транспорта. Это требует постоянного поиска новых привлекательных для грузовладельцев и пассажиров услуг и дополнительных работ, сопровождающих процесс перевозки. Основным источником увеличения прибыли является внедрение прогрессивных технологий и эффективных способов транспортного обслуживания клиентуры.

Железнодорожный транспорт наиболее приспособлен к массовым перевозкам, функционирует днем и ночью независимо от времени года и атмосферных условий, что особенно важно для России с ее разными климатическими зонами. Трудно переоценить роль стальных магистралей в освоении новых районов страны. Железные дороги приносят жизнь в труднодоступные местности, помогают освоить природные богатства.

По размерам грузооборота железнодорожный транспорт занимает первое место.

На железных дорогах сравнительно небольшая себестоимость перевозок и высокая скорость доставки грузов. За последние годы скорость движения грузовых и пассажирских поездов значительно увеличилась. Скорость экспрессов достигает 160 км/ч, поезд «Невский экспресс» развивает скорость до 200 км/ч, а высокоскоростной поезд «Сапсан» – до 250 км/ч.


Рис. 1.5. Высокоскоростной поезд «Сапсан»


Видео : Высокоскоростной поезд Сапсан


Железные дороги являются универсальным видом транспорта для перевозок всех видов грузов в межрайонных и во внутрирайонных сообщениях. Однако постройка железных дорог требует больших капитальных вложений, зависящих от топографических, климатических и экологических условий.

На железнодорожном транспорте высока доля расходов, мало зависящих от размеров движения (ремонт зданий и других устройств, содержание административно-технического персонала); она составляет около половины общих расходов по эксплуатации. Все это определяет высокую эффективность применения железных дорог при значительной концентрации грузовых потоков.

Перевозка грузов по железной дороге на относительно большие расстояния экономически выгодна, чем на малые, что объясняется высоким удельным весом расходов, не зависящих от дальности перевозок и удорожающих их себестоимость на коротких расстояниях. Сюда относятся и расходы на начальные и конечные операции, включая подачу вагонов к местам погрузки-выгрузки и их уборку, производство грузовых операций и др.

Общепризнанными преимуществами железных дорог перед другими видами транспорта являются экономичность (низкая стоимость перевозок), ресурсосберегаемость, экологическая предпочтительность (по шуму, сохранности окружающей среды, землепользованию), высокая безопасность движения.

При выборе вида транспорта для осуществления перевозки важно учитывать положительные качества каждого из них. Это может быть достигнуто не только конкуренцией, но и партнерскими отношениями между различными видами транспорта. Сюда входит координация и согласование работы в области планирования и распределения перевозок, рационального использования технических средств, разработка и внедрение единых технологических процессов работы железнодорожных станций, подъездных путей, предприятий, портов и пристаней, согласование графиков и расписаний движения поездов, автобусов, самолетов, судов и др. Важнейшей формой взаимодействия является организация перевозок в комбинированных (смешанных) сообщениях.

Совершенствование форм и методов взаимодействия ускоряет переработку и доставку груза потребителям и улучшает использование складских площадей и погрузочно-разгрузочных механизмов.

Так, около ¾ всех грузов, перевозимых морским транспортом, перегружаются, минуя склады, по варианту «судно-вагон», «вагон-судно».


Рис. 1.6. Разгрузка грузов


Рис. 1.7. Погрузка грузов


Практикуется кооперированное использование путей и средств механизации разными видами транспорта. Например, речники передают на зимнее время железнодорожникам часть механизмов и складов. Внедрена в практику перегрузка по прямому варианту «вагон - автомобиль», «автомобиль - вагон».

В настоящее время все большее применение находит система комбинированных железнодорожно-автомобильных перевозок по принципу «от двери до двери» – без перегрузки грузов.